• Общество

Ученые НИУ «БелГУ» обнаружили новые генетические маркеры развития остеоартроза

Ученые из Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») нашли новые генетические факторы развития остеоартроза коленного сустава.

Для остеоартроза характерно разрушение сустава, к которому приводит деградация хрящевой ткани, связок, мышц и иных структур, формирующих сочленение, напомнили ученые. Подверженность данной патологии формирует комбинация всего трех генов. Основную роль играют конкретные варианты трех генов, которые ранее не изучались в этом контексте, – rs6976 GLT8D1, rs56116847 SBNO1 и rs6499244 NFAT5. Исследования белгородских ученых доказали, что на развитие остеоартроза оказывают влияние не эффекты отдельных генов, а взаимодействие между ними.

Поддержите проект, подпишитесь на нас в Яндекс.Новостях, Dzen, Telegram-канале, VK

Это открытие расширяет понимание механизмов развития данной патологии, отметили ученые. Они пояснили, что результаты исследований можно использовать при изучении генетических основ заболевания в других его локализациях, например суставах рук, стопы, бедер, позвоночника. Помимо этого, открытие в ближайшей перспективе могут задействовать в своей практике травматологи-ортопеды для выявления групп повышенного риска. Это позволит врачам назначать таким пациентам профилактические меры.

Белгородские ученые не намерены останавливаться на своем открытии. Они уже заявили о продолжении исследований генетических факторов развития остеоартроза колена, а также других суставов.

Остеоартроз является самой частой патологией суставов. По данным ВОЗ, заболевание диагностировано у 20% населения мира. В России остеоартрозом болеет около 4% всего взрослого населения.

Патология обычно начинается после 40 лет. Рентгенологические признаки болезни выявляются у 50% людей старше 55 лет и у 80% – после 75 лет. Однако заболевание может диагностироваться и в молодом возрасте. Причиной является нарушение питания хрящевой ткани, что приводит к ее износу. Остеоартрозом часто страдают профессиональные спортсмены, например футболисты, хоккеисты, фигуристы и т. д. Их суставы испытывают длительные статические и стереотипные механические перегрузки. В результате они быстрее изнашиваются. Патология коленного сустава чаще диагностируется у женщин, а тазобедренного – у мужчин.