Инициатива также определяет права и обязанности торгующих на маркетплейсах продавцов и даже владельцев пунктов выдачи заказов. По сути документ представляет собой основы государственного регулирования деятельности маркетплейсов. Он подразумевает внесение изменений в закон о торговле.
Поддержите проект, подпишитесь на нас в Яндекс.Новостях, Dzen, Telegram-канале, VK
Авторами инициативы являются руководитель Комитета по экономической политике Андрей Кутепов и глава Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Законопроект вводит общее регулирование для всех маркетплейсов и дополнительно для занимающих весомое положение на рынке. Поясняется, что к последним относятся маркетплейсы, занимающие свыше 20% рынка в течение предыдущего года. Они будут подвергаться более значимым ограничениям.
Из пояснительной записки следует, что документ нацелен на устранение «белых пятен» в действующем законодательстве, которые способствуют монополизации рынка и ставят продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов в невыгодное положение. Депутаты предложили запретить маркетплейсам вносить коррективы в условия договоров услуг, которые ухудшат положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов, без предварительного уведомления за 30 дней, а также создавать дискриминационные условия и препятствия для доступа на рынок.
Кроме этого, документ вводит запрет на навязывание услуг, не относящихся к электронной торговле. Законопроект устанавливает для всех маркетплейсов общие требования к договору об оказании услуг. Среди иных положений инициативы – запрет для маркетплейсов требовать с покупателя компенсации за возврат товара и получать такие платежи.
Помимо этого, авторы документа считают целесообразным закрепить за маркетплейсами право самостоятельно продавать товары, в том числе своих торговых марок. В случае одобрения законопроект должен вступить в силу с 1 марта 2025 года. Контролировать соблюдение описанных требований будет Федеральная антимонопольная служба, подчеркивается в пояснительной записке.