Современная Украина — искусственно созданная Сталиным федерация из пяти субъектов. Это Новороссия, Малороссия или Центральная Украина (Киев и прилегающие области), Западная Украина (Волынь и Галичина), Буковина и Закарпатье. Народы, населяющие эти области, принадлежат к разным религиозным конфессиям, имеют разные электоральные предпочтения, политические взгляды и культурные традиции. Менталитет жителей от востока к западу страны может заметно отличаться. И даже ситуация с государственным языком в Украине до сих пор остаётся неясной: формально им считается украинский, но реально он используется только жителями двух регионов. Может ли «лоскутная» республика, состоящая из территорий, мало связанных между собой, когда-то отвоёванных у соседних государств или отторгнутых от России, мирно строить настоящее и будущее под «оранжевым» девизом «Мы – один народ»?
Как известно, бесконфликтных многонациональных федераций не бывает, а национальное самосознание идёт рука об руку с политическим самоопределением. Канада, Испания, Афганистан, бывшая Югославия, Таджикистан, Великобритания, Узбекистан, Индия, Россия – везде, где существует многонациональность, многоукладность, мультикультурализм, там же существуют и политические, и территориальные претензии, религиозные разногласия, стремление к независимости и отстаивание своих политических прав. И их преодоление редко бывает бескровным.
Действия России в Украине послужили катализатором внутренних противоречий этого государства. Раздел Украины между соседними странами – это лишь вопрос времени и дипломатического мастерства игроков, а новые территории в своей новой жизни получат особые статусы. В идеале для решения этой проблемы должна быть организована международная конференция стран-участников, но состояться она может только после завершения спецоперации, проведения референдума в Украине и волеизъявления каждого региона.
Однако первым делом необходимо уничтожить правонационализм на корню. Подписания договора между Москвой и Киевом по завершении спецоперации будет недостаточно, и все усилия по денацификации Украины пойдут прахом. Отдельные политологи отмечают явление «украинство» в крайнем шовинистическом проявлении как идеологию зверства и бесчеловечности. А правонационализм в Украине уже настолько неотделим от сути украинства, что о сохранении государства в той форме, в которой оно сейчас существует, речи быть не может: это опасно и для его населения, и для соседних государств.
Какие варианты развития событий в Украине рассматривают политологи?
Полное присоединение Украины к России никем всерьёз не обсуждается, ведь оккупация соседней страны Россией не планировалась с самого начала спецоперации. И психологический эффект для исстрадавшегося, напичканного русофобией украинского народа будет слишком травмирующим даже при положительном результате референдума. А также это событие гарантирует рост напряжения внутри Российской Федерации и в её отношениях с бывшими братскими республиками.
Первая разделительная линия пройдёт, вероятно, по Днепру или по Киеву. Восточные регионы Украины, в первую очередь русскоязычные ДНР И ЛНР, давно готовы отделиться. Примкнут они официально к России или предпочтут статус суверенных республик под её протекторатом, пока неизвестно, но RT сообщает, что в Херсоне уже готовы выдавать жителям российские паспорта.
Основные участники предстоящего раздела – ближайшие государства: Румыния, Польша и Венгрия.
Венгрия имеет наиболее скромные территориальные запросы. Она претендует только на Закарпатье, где проживает диаспора венгров и русинов и где жителям не так давно в обход закона раздавали венгерские паспорта, что обернулось громким скандалом. Закарпатье до 1945 года было частью Венгрии. В этот труднодоступный регион и попасть намного проще с территории Венгрии, чем Украины. Сейчас граница прозрачна, регион и географически, и экономически относится к Венгрии. Многие местные даже не знают государственного украинского языка, и с них не спрашивают. А национальные школы, где ведётся преподавание на венгерском, украинские власти, единожды попытавшись, больше не осмеливаются закрывать. Недавно жители отправили Орбану письмо с просьбой о защите, готовится референдум о выходе Закарпатья из состава Украины. Однако мадьяры не спешат без обиняков признаваться в желании вернуть себе регион и даже делают гневные протестные заявления, будучи уличёнными в этих намерениях. Да и в Европе не оценят небезопасный прецедент, так как в ряде стран ЕС тоже есть венгерские диаспоры, на которые может распространиться интерес Будапешта после удачного решения вопроса с Закарпатьем.
Румынию тоже интересует территория, которая находилась в её составе до Великой Отечественной: это Южная Бессарабия (ныне это часть Одесской области) и Северная Буковина (Черновицкая область). Но если Буковину она может получить, то с Бессарабией не сложится. Носителей румынского языка там мало, национальная самоидентификация жителей направлена не в сторону Румынии, и, наконец, данный регион необходим России для обеспечения безопасности Приднестровья.
Сложнее выглядит перспектива присоединения западной и центральной Украины к Польше. Обозначенные области Украины — исконно польские, особенно желанен для поляков Львов. Однако, несмотря на громкие и двусмысленные заявления Варшавы о том, что между двумя странами не будет границы, от Польши не ожидают отеческой любви и радушного принятия в семью регионов, населённых бандеровцами. Опасаются последнего и в Евросоюзе. Беженцы, переселившиеся в Польшу, уже вызывают серьёзное недовольство аборигенов. Криминальные беженцы – это катастрофа. Достаточно вспомнить вторжение русского криминала в Европу и Америку в девяностых. Тем не менее, западная и центральная части Украины уже готовятся к полюбовной аннексии поляками. Не исключено также, что в регионы Западной Украины будет введён контингент США и ЕС, а между Польшей и Россией образуется буферная зона, наподобие Косово.
Но, прежде чем перейти к разговору о передаче территорий под свою юрисдикцию, указанным странам необходимо будет получить добро от Вашингтона, Брюсселя и, конечно, Москвы. А договориться будет непросто. Вашингтон делает ставку на затягивание событий и изматывание России, Брюссель дожидается момента, когда распад Украины начнётся сам собой.
Беспокойство Москвы касается иных аспектов, их два. В Украине живут как сторонники, так и противники какого-либо объединения с Россией, включая протекторат. И организовать для тех и других отдельные гуманитарные коридоры вряд ли получится. А Киев, скорее всего, до конца не избавится от русофобии, от нацистских заблуждений, от стремления влиться в НАТО, от поисков врага, и снова попытается разместить ракеты на своей территории, направив их в сторону России или Новороссии. Если не будут продуманы и проработаны сдерживающие механизмы, то в будущем высока вероятность нового военного противостояния – конфликта между Россией и НАТО.