Об этом заявил близкий к правительству источник. Он добавил, что Кабмин тем самым хочет ограничить ипотеку с государственной поддержкой, которая растет довольно высокими темпами, невзирая на рост ключевой ставки и меры Центробанка по дестимулированию выдачи банками новых кредитов населению.
Поддержите проект, подпишитесь на нас в Яндекс.Новостях, Dzen, Telegram-канале, VK
Льготная ипотека разогналась до такой степени, что ее пора прижимать, заявил другой источник, знакомый с обсуждением инициативы. Это стало ясно еще несколько месяцев тому назад. Основными рисками являются несбалансированность рынка недвижимости и продолжающийся рост цен, пояснил он. Для нормализации ситуации необходимо привести спрос в соответствие с темпами роста предложения. В настоящее время первоначальный взнос по льготной ипотеке составляет 15%.
Помимо этого, правительство намерено снизить на 0,5 процентного пункта предельной величины субсидии банкам. Изменение данных условий должно помочь сбалансировать рынок и сократить риски роста цен. Последние дополнительно увеличились на фоне ускорившихся темпов ипотечного кредитования, который наблюдался в июле и августе текущего года. Просрочка при этом находится на минимальном уровне, отметил источник. Согласно данным ЦБ, в июле показатель достиг двухлетних минимумов – 0,4% от портфеля.
Повышение взноса на 5% и снижение субсидии на 0,5 процентных пунктов выглядят как слишком аккуратное решение, добавил источник. По его мнению, для эффективного «охлаждения» рынка должны быть более смелые действия.
Ряд экспертов согласился, что дополнительные меры по притормаживанию рынка льготной ипотеки действительно необходимы. Сейчас разница между льготной и рыночной ставками достигла астрономических значений, пояснили они. Эксперты сходятся во мнении, что рынок нужно оздоровить, однако не факт, что подобная корректировка параметров принципиально что-либо изменит.
Напомним, льготные программы работают по следующему механизму: банки выдают населению кредиты по сниженным ставкам и ежемесячно получают возмещение из федерального бюджета в сумме недополученных процентов до ключевой ставки, увеличенной на 2–5 процентных пункта в зависимости от программы кредитования.