Нельзя сказать, чтобы это событие стало какой-то неожиданностью, ведь сложности с грузами начались не вчера. Логистика уже претерпела большие изменения и перестройка её продолжается.
Поддержите проект, подпишитесь на нас в Яндекс.Новостях, Dzen, Telegram-канале, VK
Ещё за три месяца до объявления о полном прекращении товарооборота через Роттердам он был ограничен только социально значимыми грузами: продукты, лекарства, гуманитарные грузы. И вот сегодня, 29 июля, прозвучали слова о полной «заморозке».
Администрация порта четко не озвучивает причины своего решения, осторожно ссылаясь на объективные логистические факторы, из-за которых грузы вынуждены были переселиться из больших портов в менее масштабные.
Однако цифры более красноречивы: если сравнить объем грузов, проходивших через Роттердам в РФ и обратно с рекордными количествами ноября 2021 года с нынешним летом, то станет очевидно, что снизились они весьма значительно: на 60%.
Причина того, что российские суда попали в немилость мировых перевозчиков, очевидна – позиция соответствующих государств относительно ситуации на Украине. Надо сказать, что многие из них уже пострадали от такого решения. Например, у компании Maersk убытки только за первый квартал составили 700 миллионов долларов.
Кстати, по мнению аналитиков, далеко не факт, что за громкими заявлениями о прекращении оборота грузов обязательно последуют столь же решительные действия. Вполне вероятно, что получится та же ситуация, что с авиационными санкциями: не так давно запрет на поставку в Россию товаров и услуг для авиационной отрасли был без лишнего шума отменен.
Но даже если озвученный администрацией порта Роттердама запрет окажется окончательным, ситуация с российскими грузоперевозками отнюдь не выглядит драматичной. Логистические цепочки продолжают перестраиваться, значительные потоки проходят по территории государств, которые не поддержали санкции. Что-то попадает на таможенный склад в ЕС, а дальше перевозится по автомобильным и железным дорогам.
Конечно, эти нюансы увеличивают срок доставки, что влечет за собой дополнительные траты транспортных компаний. Но эти убытки в скором времени будут перекрыты доходами от экспорта по новым маршрутам. А вот для экономики ЕС такие ограничения вряд ли пройдут бесследно.